Почему именно подростковый кризис нас так пугает? В основном все родители боятся именно этого критического возраста.
Почему?
Потому что раньше, в 1 год, 3 года и 7 лет сила была на нашей стороне. Мы были хозяевами положения. Нас боялись, наш неоспоримый авторитет позволял нам управлять, а иногда и манипулировать ребенком.
Подросток уже понял, что авторитет — это не данность по праву родиться раньше. Это категория духовного развития, интеллекта и эмоционального интеллекта, человеческих ценностей, культуры и воспитания. Поэтому “дубиной” родителям ничего не добиться. Придется разбираться в своих и детских претензиях друг к другу по существу.
Добро пожаловать в диалог с двусторонней обратной связью!
Подростковый возраст — крайне неподходящий момент для воспитания
А так хочется вступить в борьбу за общечеловеческие ценности против невоспитанного бунтаря или бунтарки!
Если коротко — потому что все, чему могли научить, уже сделали. Воспитали. Теперь набираемся терпения и ждем, когда появится прекрасная бабочка из уродливой и совершенно чужой гусеницы.
- Надо оставить ребенка в покое. Может, он поэтому и грубит, чтобы иметь возможность закрыться в своей комнате. И вообще он мечтает жить отдельно от вас, иметь собственные деньги и собственную жизнь. Но пока не может. И этот факт осложняет ваши и без того напряженные отношения.
- Привыкайте к другой дистанции: физической (обниматься уже не получится) и эмоциональной (семейные радости для него временно непривлекательны). У него своя трудная жизнь и борьба за самоопределение. Революция.
- Подождите. И по-прежнему любите его безусловно! Скоро, через несколько лет, вернется ваш сын или ваша дочь. Главное — не испортить отношения окончательно.
Что делает подросток на диване?
НИЧЕГОНЕДЕЛАНИЕ — важная составляющая поиска себя.
Подросток на диване размышляет о смысле жизни.
О несправедливости
О том, что родители не всесильны, не идеальны и ошибаются.
На диване идет репетиция и анализ своей ближайшей пробной роли в социуме.
Все роли для него новые.
Как не накалять отношений с подростками?
Ваши замечания и рекомендации можно высказать другим тоном, и это уже многое даст для выстраивания доверительных отношений.
Замечайте, когда ребенок устал после школы: может быть, ему надо помолчать, отдохнуть, поесть в первую очередь, а потом уже обсуждать с день.
К этому этапу взросления ребенка в семье уже должны быть одобряемые и выполняемые правила взаимоотношений. Да-да, и вами тоже!
Самостоятельные взрослые получаются из самостоятельных детей. Дайте ребенку право выбирать то, что он хочет, пусть даже это будут неприемлемые с вашей точки зрения вещи. Но все внутри правил, с которыми обе стороны согласны. Придется потерпеть.
Относитесь к экспериментам как к экспериментам! С пониманием и иронией. Вы были такими же!
И всегда надо помнить: этот “колючий” возраст нуждается в бережном отношении.
Как подростку принять ответственность за свою жизнь
Как подростку принять ответственность за свою жизнь? Мы часто задумываемся о том, что говорить ребенку.
Случилась проблема — например, оставили на 2-й год. Сначала ее надо осознать. И признать ее последствия: да, получение аттестата о среднем образовании отодвинулось на год.
Потом взглянуть на проблему со взрослой позиции. Признать, что виноватых нет. Что я сам выбрал такой стиль отношений со школьным образованием. Если мне кажется, что учителя плохие, то я должен попросить помочь найти другой класс, другую школу.
И главное, понять — что же мне, подростку, на самом деле хочется? Угодить родителям? Учиться на тройки, чтобы только переводили в следующий класс? Или заниматься любимым делом, спортом или видеомонтажем, например?
Потом спланировать шаги. Обсудить с родителями, какую помощь они могут оказать на каждом шаге моего плана (оплатить обучение, например).
Первые проблемы кажутся подростку трагедией. На самом деле — это практически ежедневные задачи взрослой жизни. Принял вызов, осознал, спланировал, как дальше жить. И ищи ресурсы для выполнения задачи. Все остальное — эмоции. Но это другая история…